пятница

Путешествие в старый дендропарк Скривери

Подпишись на новости Сумашедшего Сада через RSS или Подпишись письмом

Этим летом я совершила отважный культпоход в старинный Скриверский дендропарк. Воспоминания, которые остались у меня в памяти, можно было бы назвать очень романтическими, если бы они не были столь ужасны. Итак начну с самого начала.

Дендропарк Скривери, скриверский дендропарк, дендропарк, дендро парк, дендрапарк, дендрарий
Узнала о существовании природного заповедника в Скривери я из старой книги. По её описанию там произрастали кедры, которым сейчас должно было исполниться 100 лет. Мне очень захотелось их увидеть, а заодно ещё 384 вида других деревьев и кустов, собранных со всего света отчаянным коллекционером и по совместительству хозяином парка Максимилианом фон Сиверсом. Многие растения уже исчезли в других регионах Земли, но всё ещё сохранились в этом старом парке.

Растения сгруппированы по странам и частям света. Как умный дендролог Сиверс высаживал растения в землю, привезённую с их родины, для того, чтобы деревья не мучились и быстро приживались.

Скриверский дендропарк был заложен в 1891 году и занимает территорию 16 гектар, располагаясь прямо у живописного берега реки Даугава (Северная Двина). С другой стороны парк ограничивает шоссе Рига-Даугавпилс. Дендрапарк также знаменит тем, что из него был прорыт под рекой подземный ход, Он выходил на другой берег реки у посёлка Яунолайне.

Дендропарк Скривери, скриверский дендропарк, дендропарк, дендро парк, дендрапарк, дендрарий
Это древнее сооружение даже по нынешним индустиальным меркам очень трудно себе представить, так как Даугава не какая-то там канава, а очень внушительная река. К сожалению тоннель не сохранился, не выдержав напора воды, он рухнул, когда после стротельства ГЭС, вместо реки появилось водохранилище.

Итак мне очень захотелось найти этот дендропарк. К сожалению никаких точных сведений о географическом расположении данного парка у меня тогда не было, и я целый год гадала, где же он находится. Но вот в один прекрасный день, в мои руки попало расписание поездов из Риги на Скривери, где чёрным по-белому была нарисована остановка поезда под названием Дендропарк. Я не могла поверить в своё счастье!

И вот, предусмотрительно подготовив в поход побольше бутербродов, я смело пошла покупать билет на поезд. С этого и начались мои приключения. Для начала моя просьба очень удивила кассира железнодорожных касс. Эта загадочная остановка была ему неизвестна. Но билет я всё таки вытребовала, убедив кассира, что полустанок на самом деле существует. Всего через час я была на вожделенном месте!

Поезд остановился в глухом лесу, где не было никаких признаков жизни, кроме деревянной таблички с названием станции. По счастливой случайности я была одета в брюки, иначе мне вообще не удалось бы выбраться из своего поезда, так как платформы на этом глухом полустанке предусмотрено не было. Видимо за ненадобностью... Выбросившись из поезда как парашутистка, я пошла искать дендропарк.

Не зря же надпись полустанка гласила, что он где-то тут. В каком направлении идти мне было непонятно, и спросить дорогу было не у кого... ни одной живой души вокруг, только в лесу раздавалися глухие звуки, издаваемые каким-то дровосеком... Это нормально, подумала я, и переодевшись в боты, смело пошла по просёлочной дороге, разумно постановив, что раз дорога есть – значит она куда то ведёт!

Тут же моя дорожка вывернулась из леса, и я оказалась в чистом поле. Ну что ж – не буду же я отступать, вперёд и только вперёд! Интуитивно я выбрала направление на юг, к речке.
Погода была замечательная, окружающие пейзажи тоже, поэтому моё настроение было приподнятым. Я фотографировала местный пленер, романтично восхищаясь не тронутой цивилизацией провинциальной природой.

Дендропарк Скривери, скриверский дендропарк, дендропарк, дендро парк, дендрапарк, дендрарий
Прошло два часа... Ноги в ботах запотели... Признаков дендрария всё ещё не было... но я не унывала и весело топала вперёд. И вот, наконец, появился свет в конце туннеля – дорога упёрлась в оживлённое шоссе. Грузовики ехали стройными колоннами, но к несчастью ни одного живого человека на ближайшие километры не проглядывалось... Разумно полагая, что раз Дендропарк называется Скриверским я свернула по направлению к Скривери. О, как же я ошиблась!

Ещё через час, добравшись до посёлка, я заподозрила неладное. Наконец, увидев первого абборигена, я собрала в кучку объедки своих лингвистических знаний, и на исковерканном латышском спросила где мне найти разыскиваемую достопримечательность. На что юркий пацанёнок ответил мне, что я отмахала 7 километров не в ту сторону и теперь мне нужно возвращаться обратно, после чего счёл нужным поклянчить денег.

Что делать? Надо возвращаться. Не полагаясь на местный транспорт, который ходил редко и не по расписанию, я оставшиеся силы использовала на обратный бросок, благодаря бога за внушительные запасы бутербродов. По закону подлости вскоре меня обогнал единственный рейсовый автобус...

Дендропарк Скривери, скриверский дендропарк, дендропарк, дендро парк, дендрапарк, дендрарийСпустя 7 километров... наконец-то у дороги я увидела... развалины старинной ограды, деревянные таблички с надписями возле деревьев и аккуратные парковые дорожки и поняла что пришла к цели. Это был дендропарк! Шоссе, казалось отрезало от старого парка целый ломоть и развалины старого забора обрывались прямо у самой дороги.

Дендропарк Скривери, скриверский дендропарк, дендропарк, дендро парк, дендрапарк, дендрарийК моему удивлению я была не единственной посетительницей парка, кроме меня были ещё и другие туристы.
Сам парк меня шокировал – он был очень красиво разбит на 16 гектарах прибрежной полосы земли. Самое непостижимое было в том, что аккуратные дорожки за много лет своего сущестования так и не заросли травой, как будто над ними не было властно время.

За заброшенным парком плохо ухаживали и он превратился в обычный лес из огромных реликтовых деревьев. Определить большинство деревьев не представляло возможности. Можно было лишь, задрав голову высоко к небу, догадываться о том, как выглядят их листья. По всей видимости раньше в парке было намного интересней. Я была разочарована.

Дендропарк Скривери, скриверский дендропарк, дендропарк, дендро парк, дендрапарк, дендрарий
К сожалению старый замок был уничтожен во время последней войны, сохранились лишь его живописные развалины, расположенные на крутом обрыве. Оттуда открывался красивый вид на реку.


Удалось восстановить шикарный фонтан Максимилиана фон Сиверса, который и представляет сейчас самую главную действующую достопримечательность парка. Вода в него самотёком поступает из озера, находящегося в нескольких километрах выше. Из-за перепада высот создаётся мощный напор воды. Было чудом увидеть в такой глуши этот замечательный фонтан.


Дендропарк Скривери, скриверский дендропарк, дендропарк, дендро парк, дендрапарк, дендрарийДа и весь парк можно назвать чудом, ведь он расположен на доломитовой породе, и чтобы деревья не засохли без воды – к каждому из них были подведёны трубки от этого же самого фонтана. Старые кедры, которые мне так хотелось увидеть, я тоже обнаружила, похоже они прошли через Освенцим, и им было пора в похоронное бюро.

И тем не менее прогулкой я осталась довольна. Мне пора было выбираться из этого места.


Рядом с парком я обнаружила автобусную остановку, но к моему ужасу на ней был нарисован один единственный маршрут – да и тот уже ушёл.

Поразмыслив на тему, как удобней добираться домой, я решила, что время ещё хватает, и я успею выйти обратно к поезду. Но возвращаться к захолустному полустанку мне совсем не хотелось и я двинула прямиком через лес к другой станции. Я шла по красивой лесной дороге, ровной как стрела.

Надо сказать, что местное лесничество использовало дендропарк в качестве питомника и рассадило около 250 видов деревьев и кустов по всей близлежайшей округе – 389 гектар! Вот эту территорию мне и предстояло пересечь!


Я шла по дороге уже два часа... лес не кончался.. моя симпатичная дорога завернулась вкось и пошла по ухабам, а ожидаемого населённого пункта так и не появилось... По ходу начало как-то подозрительно темнеть... Шёл уже третий час пути, а я так и не выбралась к железной дороге.

Испугавшись не на шутку, я начала названивать по мобильнику домой, чтобы по спутниковой карте мне помогли определить местонахождение... Пока меня искали через космос, прошло ещё пол-часа... но, как оказалось, глухой лес был мало интересен разведке и меня на карте местности найти не удалось. Наконец, на горизонте появилось белое пятно, которое при приближении оказалось местным пьяницей в канаве.

К счастью он был ещё немного трезв и обнадёжил меня, что деревня рядом. Ещё через час... я счастливо выбралась к нужной станции.

Домой я привезла трофей – выкопав под старым канадским клёном несколько кленят. Из сладкого клёна (Acer saccharum) в Канаде собирают сироп подобно тому как мы собираем сок с берёзы. Канадцы в старые времена так дорожили своими клёнами, что его изображение разместили на флаге своей страны. Они не разрешали вывозить клёны за пределы Канады, и даже карали нарушителей смертной казнью. Так что можно сказать, что в поход я съездила не зря.

Ну а если найдутся желающие пройти по моей туристической тропе, прилагаю к описанию моего похода карту. Из которой следует, что добираться в Скриверский дендропарк надо на своей машине или маршрутным автобусом, едущим в Скривери, но упаси боже не на поезде. Автобус проходит точно мимо парка. А я как первопоходец шла без карты вслепую, отмахав пешком лишних 30 километров. Зато это путешествие запомнилось мне на всю жизнь!

ИНТЕРЕСНОСТИ
Закладываем пирамиду
Кошмар для владельцев пруда
Как вырастить бонсай из сосны?
Занимательные фотографии леса из космоса


Комментариев нет:

ПОИСК ПО БЛОГУ

Пользовательского поиска